10 ноября – ИА SM.News. Глава Бурятии участвовал в составе делегации России под руководством министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. Алексей Цыденов представил на форуме выставку туристического потенциала республики, а также выступил на сессии с докладом о перспективах развития транспортного сообщения с Кореей через логистический узел в Улан-Удэ, и провёл встречи с представителями южнокорейских властей.

В августе 2019 года Алексей Цыденов проводил встречу с южнокорейской делегацией, в состав которой вошли представители предприятий, заинтересованных в реализации в Бурятии инвестпроектов. Корейские бизнесмены рассказали о своих интересах, связанных с туристической сферой Бурятии, развитием её инфраструктуры, с выпускаемыми на Улан-Удэнском авиазаводе вертолётами. Глава Бурятии, в свою очередь, пытался заинтересовать корейских гостей вложениями в проекты разработки полезных ископаемых и расширении инфраструктуры БАМа в Северо-Байкальском районе.

Построят гостиницы на Байкале

Ранее, в 2018 году представители бизнес-кругов Бурятии участвовали на международном форуме в Южной Корее. Тогда обсуждалась перспектива привлечения корейских инвесторов в особую экономическую турзону «Байкальская гавань» — в проект, уже много лет «пробуксовывающий». Предполагалось, что корейская группа компаний «Geo Group» начнёт строить там современные гостиничные комплексы. Её дочернее предприятие ООО «ГЕО РБК» в 2021 году намеревается приступить к созданию необходимой туристической инфраструктуры, вложив 4 млрд рублей. Отметим, с 2018 интересы корейского бизнеса в Бурятии активно продвигает общественный деятель и предприниматель Бато Очиров, ранее известный как медиамагнат, ныне – руководитель ООО «ГЕО РБК».

Товарооборот упал

По данным Бурятстата, в 2018 году Южная Корея входила в десятку основных торговых партнёров региона, торговый оборот с ней составлял 139,4 млн долларов США — 13,2% от общего объёма товарооборота. В 2019 году он составил уже 152,7 млн долларов – 15,2%. Но в 2020 году этот показатель упал вдвое, составив 81,7 млн долларов — 6,6%.

Что же думают учёные-регионоведы? Известный специалист по отношениям со странами азиатского региона, директор Восточного института БГУ Владимир Родионов считает, что за последние годы реально особо значимых сдвигов в отношениях Бурятии и Южной Кореи не произошло.

— Доля Республики Корея в товарообороте Бурятии никак не выросла. Наши земляки ездят туда, либо нелегально работать, либо лечиться. Общие причины: развитая экономика, возможные инвестиции, плюс надеялись на некоторую диверсификацию внешнеэкономических связей …не только с Китаем. Было время, когда надеялись на сотрудничество в сфере современной медицины, но и здесь особого продвижения нет. Рынок в Бурятии узкий, перспективных проектов для корейских инвестиций практически нет, — комментирует Владимир Родионов.

Сходное мнение имеет и советник главы республики на общественных началах, известный экономист Алдар Бадмаев. Он считает, что корейцы в действительности невысокого мнения об условиях для инвестирования в Бурятии ввиду высоких рисков.

— Мы их даже на производственные проекты не можем вытянуть. Только торговля. В ближайшие годы особых перспектив почти нет, — отмечает экономист.

«Мягкая сила» по-корейски

Следует отметить, Бурятия уже много лет подвергается влиянию «мягкой силы» Южной Кореи, как, впрочем, и Россия в целом. Бренды электроники «Samsung» и LG не нуждаются в представлении, как и автомобили KIA и Hyundai, завоевал популярность южнокорейский кинематограф – у всех на слуху фильмы «Паразиты», «Игра в кальмара», другие т.н. «дорамы». Достаточно популярной становится и южнокорейская музыка «кей-поп». Почва для экономической экспансии Южной Кореи в общем-то сложилась благодатная.

При этом Владимир Родионов отмечает, что тенденция к популярности Южной Кореи у бурятской молодёжи, отмеченная около четырёх лет назад, есть и сейчас. По его словам, это проявляется в высокой популярности корейского отделения в Восточном институте БГУ. Учеба там занимает второе место по популярности после китайского.

— Высокий интерес молодёжи к современной поп-культуре Кореи: музыка, танцы, сериалы. В этом плане Бурятия отражает общую картину интереса к «K-pop» в России и мире в целом. При этом важно отметить, что реальную картину жизни в Южной Кореи мало кто из нашей молодёжи представляет. Большинство реагируют на красивую картинку для внешнего потребления, — отмечает Владимир Родионов.

Будет ли реальный результат от попыток Бурятии развивать сотрудничество с Южной Кореей – покажет время. Наиболее явным «индикатором» их плодотворности станут результаты развития туристической инфраструктуры в рекреационной зоне «Байкальская гавани», которая никак не развивается. В любом случае, Бурятии имеет смысл расширять внешнеэкономические отношения с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.